Тризны творение

Уж вы гой еси, вы люди добрые!

Приготовьте вы место Красное

Для отхода [имярек Почившего]

К Белым Прародителям!

Приготовьте и обрядите

Сородича вашего [имярек Почившего]

Для отхода к Белым Прародителям

Во Светел Удел Их!

Не тоской-кручинушкой,

А славной славушкой

Да Ярой Силушкой

Проводите [имярек Почившего]

Во Свет Ирия!

Да взойдёт честной [имярек Почившего]

С Красного места во Свет Ирия,

К Белым Прародителям! Гой!

 

1. Тризна: общие сведения

Тризну творити — Волхвам по-за Мрóе1 ходити, воинам-ратаям — Силу ярити, а всем Родовичам честным — Предков славити.

Творят Тризны:

1) Погребальные — тело бренное Огню либо Земле (реже — Воде) предавая;

2) Поминальные — почившего сородича по добру вспоминая.

Творят Тризны:

1) Волховскую — Волхва ушедшего провожая;

2) Ратайскую — воина павшего прославляя;

3) Родовую (общую) — сородича честного поминая.

Творят Тризны:

1) На Краду тело Почившего возлагая;

2) На Девятины (девятый день по Смерти) Покойного поминая;

3) Сороковины (сорок дней) по Покойному справляя;

4) Год по Смерти его отмечая.

Предавая плоть бренную Огню, а прах оставшийся Земле, чают возрождение души сородича во Роду Небесном. О сём же рекут:

 

Восславися во Роду Небесном! Гой!

 

Либо:

 

Блажен будь на Лугах Велесовых! Гой!

 

Либо:

 

Славен будь во Полку Перуновом! Гой!

 

Либо:

 

Блажен будь во Свете Ирийском! Гой!

2. Тризна Погребальная

Предки наши во времена их творили Тризны Погребальные тако:

АЗ) Тело Почившего воскладали на особливо приготовленную Ладью Велесову, а оную ставили на Краду великую. Во Ладью же, окромя тела, клали дары да вещи Почившего, по Сословной принадлежности его.

БОГОВ) Волхвы зажигали Краду, рекли славы Родным Богам и Предкам, прося Их указать верный Путь душе Почившего.

ВЕДАЮ) Прах, оставшийся от преданного Огню тела, предавали Земле либо Воде. Исполняя волю Почившего, прах могли развеять над Землёй либо над Водой на все четыре ветра. На месте сожжения тела либо захоронения праха насыпали Поминальный курган — Красную горку.

ГЛАГОЛЮ) Почившего воина чтили Обрядовыми ратаниями, бряцанием оружия о щиты да всевозможными дружинными почестями.

ДОБРО) После Обрядовых ратаний устраивали Поминальный пир.

В наше время, когда сжигание тела производится в крематории, из сего Обрядива вершат лишь то, что возможно, и так, как это уместно ныне.

3. Тризна Поминальная

А на Девятины да на Сороковины (на девятый да на сороковой день после Смерти) творят Тризны Поминальные тако:

АЗ) На месте, особливо для сего действа подготовленном, складывают малую Краду. Поверх неё заранее расстилают рушник без обережной вышивки, на который ставят деревянную утицу с Поминальными дарами (некоторые из них могут быть положены в отдельные деревянные сосуды), среди коих уместны:

а) кутья;

б) хлеб, пироги;

в) жертвенное пиво;

г) злато-серебро (мелкие монеты);

д) зерно, коим, как правило, обсыпают всю Краду; и т.д.

БОГОВ) Жрец, проводящий Обряд, приглашает Родных и близких Почившего встать коло Крады. Затем — речёт обережные словеса на собравшихся, дабы Явь с Навью не смешивались, но по Уделам их разнились.

ВЕДАЮ) Запаляя Краду, Жрец речёт словеса на Огонь, како в «Уряднике Малом» [2001–2002] нашем писано.

ГЛАГОЛЮ) Когда Огонь возожжён, Жрец речёт прославление Роду:

 

Славлю Единого Рода Всебога,

Всесущего Вседержителя Неизреченного,

Яви и Нави Создателя,

Прави Вышней Держателя,

Плоти, крови и Жизни всей Творца и Хранителя,

Что в Белобоге оберегает,

В Чернобоге в прах сокрушает,

Дабы вновь во срок свой из праха вознесть!

 

И далее:

 

Славлю Единого Рода Всебога,

Всесущего Вседержителя Неизреченного,

Собою из Себя Всемирье Явившего,

Всё сущее в Яви и Нави Породившего,

Правью Вышней Тремирье Скрепившего,

Предка Предков наших,

От Коего Верви Родов Земных ведём,

С Коим во Роду Небесном

По Смерти воссоединение чаем,

Кто Духом Своим живит,

Кто Силой Своей крепит,

Зовом Памяти Родовой направляет —

Ему, Всебогу Всесущему, Всеединому,

Стезю Прави нам Даровавшему —

Слава вовек!

 

Затем — просит у Велеса оберега от Навьих Духов:

 

Велесе Боже,

Сам тьмы преможе!

Ставь коло ны

Высоки тыны,

Чтоб кощны рати

Не могли яти

Во людях живу,

А в Родах силу! Гой!

 

Затем — обращается к Володетелю Чертогов Навьих:

 

Ходай, Чернобоже, коло окруте,

Подай, Чрнобоже, Иновой сути,

Отведи, Грозне, Инову сречу,

Умертви, Строже, тягости с плечей,

А ста, Великий, в оберег ночи,

А даждь во мраце прозрящи очи! Гой!

 

И далее:

 

Смерть не страшна, страшно отчаянье;

Не кары прошу, но Урока,

Не препятствия, но Преодоления,

Не погибели, но Перехода! Гой!

 

Затем — обращается к Навьей Владычице, не просто говоря, но Силу водя (поваживая руками, заклиная):

 

Мара-Мати,

Ину стати,

Ину быти,

Сечи Нити,

Хлади в ночи,

Гляди в очи,

Води Наве,

Мрети Маре!

Гой, Черна Мати! Гой-Ма!

 

И затем — вновь к Кощному Владыке:

 

Коще ходи —

Ино води,

Коще гляди —

Мары ради,

Коще Грозне —

В Яви розне,

Коще яти —

Нави стати! Гой!

 

И далее:

 

Родимся на Смерть,

Умираем на Жизнь —

Так было, так есть и так будет!

От века до века!

От Кола до Кола! Гой!

 

ДОБРО) Затем Жрец речёт словеса на Краду:

 

Вспыхни пламенем,

Крады перекрест!

Хмари тёмные

Разгони окрест!

От Сырой Земли

К Небу воздыми

Огненны крыла,

Огнебоже! СВА2!

Слава! Гой!

 

И далее:

 

Огонь-Пламень,

Яр наш Батюшка,

Свет-Сварожич!

Боже Огнекудрый,

Пресветлый, Премудрый,

Прелепый, Преблагой,

Боже наш Честнóй!

Пламя разгори,

Краду всполыми,

Славу вознеси

До Богов Родных,

До Предков Святых,

До Рода Небесна,

До Ирия Чéстна!

Гой еси СВА! Слава!

 

И далее:

 

Уж ты СВА еси, ты Свято Крадо,

Чисто Лоно, Честны Врата!

Вы откройтеся, вы отверзнитесь

Во Закрадень-Свет — Стези ладити,

Огнем рядити, Силой спрядити,

Чистым — вó Чисто,

Светлым — вó Светло!

Гой еси СВА! Слава!

 

И далее:

 

Уж ты СВА еси, ты Свято Крадо,

Огня-Пламеня Светозаренье!

Дивьей Лодией вознесися ты,

С Земи в Ирий-Свет поднимися ты,

Белым Светом ты, яко морюшком,

Буйным ветром ты, яко пёрышком,

Возгори-восстань, вознеси-возгрянь!

Гой еси СВА! Слава!

 

Затем — обращается к Желе:

 

Мати Желя, Богиня скорби!

Сойди до ны днесе,

Слёз Своих не жалей,

Дождями пролей,

Поплачь-порыдай,

Покой телу дай! Гой-Ма!

 

ЕСТЬ) Затем Жрец речёт словеса, обращаясь к Огню Сварожичу и/или к Земле-Матушке, смотря по тому, как было упокоено тело (сожигание в Огне или упокоение тела/праха в Земле):

 

Предано тело Почившего [имярек] Огню Сварожичу.

Да вознесёт Он душу его споро во Свет Ирийский,

Во Род Небесный, ко Святым Предкам нашим! Гой!

 

Либо:

 

Предано тело/прах Почившего [имярек] Земле-Матушке.

Да будет Мать Сыра Земля постелью вечной телу бренному,

Да упокоится тело/прах Почившего [имярек] во Земле Сырой,

Яко дитя на руках матери спит! Гой-Ма!

 

Затем Жрец просит Велеса быть проводником души Почившего во Ино:

 

Велесе по-за Мрóе ходяше,

Навии по Кромье водяше,

Велии Луга охраняше,

Во Ино ны проводяше,

Будь проводником для [имярек Почившего]!

Веди душу его по Калинову мосту

Да за реку ту Смородину,

Суди его Судом Праведным

И не предай безвинно во тьму кромешную,

Но путь во Свет Ирийский укажи! Гой!

 

Либо:

 

Гой Ты, Велесе,

Судия Вещий, во Нави Сущий!

Води душу Почившего [имярек] на Луги Твоя —

Во Свет Ирийский,

Во Род Небесный,

Бо жива Собь ея,

Коя от Рода несмертна Суть! Гой!

 

Затем, обращаясь к стоящим коло сородичам Почившего, Жрец, воздев руки горе, речёт:

 

Зрите, сородичи:

Ветры буйные — внуци Стрибожии реют во Небе!

Слава!

Ладья Дивия над Землёю летит,

Птицы Ирийски ей путь указуют!

Слава!

Зрят очи Предков Святых

Пламень Сердец наших!

Слава!

Зрит Род Небесный, Родные Боги и Предки наши —

Честных потомков Своих, Род Земной!

Слава! Слава! Слава! Гой!

 

И далее:

 

Коло — оберег!

Отыди, что худо!

Восславися, что благо!

Светлым — вó Светло,

Чистым — вó Чисто! Гой!

 

И далее — прославление Рода:

 

Роду Всебогу Вседержителю Всесущему — слава!

Роду Небесному и Предкам Святым — слава!

Роду Земному и всем сородичам честным, по Прави живущим, — слава!

 

И в заключение:

 

Дедам и Прадедам,

Щурам и Пращурам Рода,

Старшим во Роду нашем,

Во Свет Ирийский ушедшим, —

Светлая Память! Гой!

 

ЖИЗНЬ) А егда сородичи возжелают помянуть Почившего сами, то Сердцем к оному обрятясь, рекут тако:

 

Светлой Памяти

Внука Даждьбожьего [имярек Почившего]!

С миром еси упокойся прахом,

С Родом Небесным сречайся3 Духом,

Бело убелися во Свете Ирийском,

В Круге Великом4 от стара к нову

Стезёю Предков славных идя!

Во славу Рода! Гой!

 

Либо — рекут, поминая тако всех Предков своих:

 

Помяни, Велесе, на Лугах Своих

Всех Предков моих, Честных Родичей,

От стара до млада, всякого поколения.

Проводи их, Велесе, во Свет Ирийский

Да сотвори им Вечную Память! Гой!

Поминать Предков хорошо на Вешних и Осенних Дедов, а тако же в другие Святодни, когда сие уместно (подробнее о сём — см., например, наше «Кóло Года» [2003–2008]). В частных же радениях поминать их можно в любой день — по велению Сердца.

Заупокойные молитвы

(Из «Славянской Книги Мёртвых»)

1. Моление к Навьим Дедам о принятии души Усопшего:

Придите, Деды Навии,

Поспешите, Духи могутные,

Примите душу внука Даждьбожьего [имярек Почившего],

Дабы предстала она в срок

Пред ясны очи Велесовы! Гой!

2. Моление Велесу за упокой души:

За каким днём ночь не следует?

Кто из Живых — Смерти не ведает?

Сладость какая в Жизни сей

Пребывает с печалью не смешанна?

Слава какая стоит на Земле

Нерушима в веках и незыблема?

Но в свете Света Иного,

Во срече с Родом Небесным,

Во Светлых Лугах лазоревых,

В Ирийских Чертогах чудесных

Восстави, Велесе, внука Даждьбожьего [имярек Почившего],

Благому — блага дажди,

Усопшего упокой

Да сотвори ему Вечную Память! Гой!

3. Поминальные молитвы:

1. Восславися, внук Даждьбожий [имярек Почившего],

Во Роду Небесном! Гой!

Помянут будь, внук Даждьбожий [имярек Почившего],

Во Лугах Велесовых! Гой!

Славен будь, внук Даждьбожий [имярек Почившего],

Во Полку Перуновом! Гой!

Блажен будь, внук Даждьбожий [имярек Почившего],

Во Свете Ирийском! Гой!

 

2. Светлой Памяти

Внука Даждьбожьего [имярек Почившего]!

С миром еси упокойся прахом,

С Родом Небесным сречайся5 Духом,

Бело убелися во Свете Ирийском,

В Круге Великом от стара к нову

Стезёю Предков славных идя!

Во славу Рода! Гой!

 

3. Во честном успении

Новопреставленному [имярек Почившего] —

Да воссияет Ирийский Свет,

Во Роду Небесном покой.

Будь его праху Ты пухом, Мать Сыра Земля!

Проводи душу его Ты, Велесе, на Луги Своя!

Да сотворите Вы, Родные Боги, ему Вечную Память! Гой!

 

4. Помяни, Велесе, на Лугах Своих

Сородича моего — внука Даждьбожьего [имярек Почившего/Поминаемого],

Даруй ему благое Перерождение в Роду Земном

Да сотвори в Роду Небесном

Вечную Память! Гой!

 

5. Помяни, Велесе, на Лугах Своих

Всех Предков моих, Честных Родичей,

От стара до млада, всякого поколения.

Проводи их, Велесе, во Свет Ирийский

Да сотвори им Вечную Память! Гой!

 

6. Помяни, Велесе, на Лугах Твоих

Души Предков моих, Родителей моих,

Внуков Даждьбожьих [имярек Поминаемых],

И всех сродников по плоти, вовек ушедших,

И всех сродников по Вере, вовек Почивших,

И даруй им благости Ирийски,

И сотвори им Вечную Память! Гой!

4. Молитвы отходящего к Дедам:

1. Велесе Вещий, Пастырь Небеси!

Прими душу мою, Боже Благ еси! Гой!

 

2. Велесе, Вещий Пастырь всех душ!

Прими душу мою, Владыка Благий,

Со Дедами мя упокой! Гой!

 

Ведающему — достаточно.

Слава Роду!

 

[2005; дополн. 2009]


1 По-за Смертью — во Ино стези торити.

2 Обращение к Пречистой Силе Сварожьего Огня.

3 От среча — «встреча».

4 В Круге Перерождений.

5 От среча — «встреча».

Категории: