Слово малое об Уряде Свадебном

Чарочка моя серебряная,

На золотом блюдечке поставленная!

Кому чару пить, кому здраву быть?

Молодым пить — на здоровье, на здоровье!

Слава!

 

 

1. Поистине, Свадьба есть наиславнейшая Треба Роду, творимая во черёд свой каждым из Рода Русского, из Племени Славянского, иже душою да телом во Здраве пребывает. Поистине, Славянину жену не взять — равно, что жене Славянской детей не рожать, — равно, что дело Предков своих не продолжать, — равно, что ко Богам Родным хулу обращать! Обратное же творить — равно, что зёрна в пашню ронить — по Прави Божеской жить — Долг Родовой исполнять — Вервь Отцов продлевать!

2. Свадьба, наряду с Рождением, введением в Род (одним из возрастных Посвящений) и Погребением, испокон веков почиталась Предками нашими важнейшим событием Круга Жизни человека и принадлежала к числу не внутрисемейных, но общеродовых празднеств. Ибо, поистине, действо сие есть не токмо личное дело молодых да ближайших сородичей их, но всего Рода Земного (сородичей), Рода Небесного (Предков) да Самого Рода Всевышнего величайшее деяние — с-Правное Рóдово единение, Воли Рóдовой претворение да исто Рóдово прославление.

3. Свадьбы обычно играются осенью (после Святодня Рода и Рожаниц, когда весь урожай уже собран, но ещё не настали холода), либо зимой (на Велесовых Святках)1, и реже — весной (до начала сева), а также на Купалу. Одни полагают, что предпочтительнее играть Свадьбы именно осенью: до прихода Осеннего Сварожья — времени, когда замыкается Сварга, а Светлые Боги, включая самого Сварога-Батюшку (Сковывателя Свадеб) и Ладу-Матушку (Покровительницу семьи и брака), — «уходят» из Яви в Светлый Ирий до будущей весны2. Другие считают, что негоже играть Свадьбы во время, когда Солнечная Сила идёт на убыль в Мире Яви Земной, и потому отдают предпочтение поре Зимних (Велесовых) Святок, следующих сразу за Колядой — временем Рождения Солнца Нового Кóла Года, когда Солнечная Сила вновь начинает возрастать. Что же касается весны, то о сию пору (во время, когда все прошлогодние запасы от урожая уже подходят к концу, а впереди ждёт жаркая посевная) Свадьбы играются реже, при сём в деревнях и поныне сохранился Обычай чествовать молодых, сыгравших Свадьбу прошлой осенью либо зимой, с приходом новой весны — на Масленицу.

4. Свадьбе обычно предшествуют: сватовство, смотрины, сговор (во время коего окончательно договариваются о размере приданного) и обручение, а также, бывает, ещё и иные какие действа, например, умыкание невесты (как правило, по взаимному согласию). В последнем случае жених платит отцу невесты вéно (выкуп).

5. За день-другой до Свадьбы печётся особый Обрядовый хлеб — коровай (круглый Обрядовый хлеб) со знаками плодородия, а также пирог с курятиной — курник, олицетворяющие счастливую Жизнь, достаток в доме и прибыток в семье.

6. Накануне самого Свадебного действа во дому невесты непременно устраивается девишник, во время коего девушки-поневестицы оплакивают молодую как «умирающую», ибо ей предстоит «умереть» девой-невестой во своём Роду — дабы возродиться-воскреснуть (от др.-рус. Крес — «Огонь») мужней женой в мужнином Роду. При сём — расплетают молодой косу и вынимают из её волос ленту, именуемую «волей», коя затем отдаётся младшей сестре либо незамужней подруге невесты. Затем — ведут молодую в заранее истопленную баню «смывать волю», поют:

 

Ты пойдём, милая подруженька,

Ты посмой красу-то девичью,

Что свою-то волю-волюшку!..

 

7. В качестве оберега перед молодой несут веник, убранный лентами. Перед тем как войти в баню, его бросают перед собой, а затем, смотря по тому, как он лёг, гадают о грядущем замужестве. После бани молодой расчёсывают волосы, но в косу уже не заплетают. Под венец молодая идёт с распущенными волосами, кои лишь затем заплетаются в две косы и убираются под головной убор, како деется всеми замужними женщинами.

8. О сию же пору во дому жениха устраивается молодешник, во время коего молодой в окружении своих друзей и Родственников прощается со своей холостой Жизнью.

9. По окончании девишника и молодешника молодые начинают пост, который длится до самого Свадебного пира. Постясь, они обращаются к Родным Богам и Предкам, принося Им Требы и испрашивая Покровительства в грядущей совместной Жизни.

10. Перед Свадьбой молодые — подобны новорождённым младенцам, ещё не прошедшим Обряда Имянаречения, ибо во оные времена и те, и другие — как никогда уязвимы и открыты всем посторонним воздействиям, как благим, так и дурным. Многие обереги, творимые как самими молодыми, так и сородичами их, деются о сию пору им в помощь, но поистине лучшими оберегами от всякой злой порчи и всякого иного лиха-злосчастия являются чистота их Сердец и та Любовь, что соединяет их незримыми узами...

11. Само Свадебное действо начинается, как правило, после полудня, не раньше. Жених с дрýжками отправляется к дому невесты — кликать молодую. При сём сам жених хранит молчание, не ест, не пьёт и не сам ведёт остальных за собой, но лишь следует за ними, ведомый главным дрýжкой — «воеводой». Невесту к ним выводят не сразу, но лишь по получении Обрядного выкупа за неё. Всё деется с песнями, прибаутками, весельем. Над женихом непременно стараются подшутить, например, вывести ему подменную невесту (зачастую — бородатого мужика, укутанного в женский платок) и прочее.

12. После вывода невесты все выстраиваются в Свадебный поезд и, с соответствующими сему действу песнями, идут (едут) на Капище. Перед молодыми, охраняемыми дрýжками жениха (как правило, вооружёнными мечами) и девицами-поневестицами, несут на богато вышитом рушнике Свадебный коровай, а за ними несут чаши с хмелем, зерном да златом-сéребром (мелкими монетами) — для обсыпания молодых.

13. Сам Обряд венчания начинается с Зачина — в соответствии с общим Урядом Обрядовым (о сём — см. наш «Урядник Малый» [2001–2002]). Посему ниже приводится описание лишь характерных особенностей Свадебного Обряда и опускается пересказ общих Обрядовых положений, подробно освещаемых в «Уряднике...».

14. После освящения места и положения Зачина приносится Треба, коей испрашивается благословение Родных Богов на заключаемый союз. Треба сия приносится не от всего Мира (Родноверческой Общины), но лишь от лица молодых, кои накладывают на неё длани установленным образом (см. «Урядник...»). Лишь в случае, когда Треба принята, можно приступать к Обряду венчания. В случае же, если Треба «прахом пошла», следует принести искупительные жертвы и кинуть жребий, вопрошая Родных Богов о том, что деять далее.

15. Если однозначный ответ получить не удаётся, следует провести молодых через испытания. Например, молодым предлагают пройти, не расцепив рук, босиком по горячим углям, вытащить из Огня уголёк и прочее. Проведение молодых через подобные испытания также необходимо, когда Славянин берёт жену из среды инородцев либо иноверцев. В сих случаях венчание без испрашивания Благословения Свыше и предварительного испытания — может обернуться тягчайшим оскорблением, брошенным Роду Небесному, и злейшей хулой на Родных Богов и Предков!..

16. Обряд венчания называется так потому, что молодых венчают венцами Сварога и Лады — «князя» и «княгини» (либо «боярина» и «боярыни»), величая тако на протяжении всего Обряда и следующего за ним Свадебного пира. Во время оного Обряда приносятся Требы и рекутся славления: Роду (ибо во славу Его, Приплод Дающего, деется всё сие), Сварогу (Ковалю Небесному, Сковывателю Свадеб), Ладе (дабы хранила-оберегала молодых в их будущей семейной Жизни, даруя им Лад да Любовь), Велесу (дабы Жизнь молодых была богатой и изобильной) да Макоше (Сплетающей Нити Судеб молодых, Водящей Долю и Недолю). (Слова обращений — см., например, в нашем «Вещем Словнике» [1998–2005]3.)

17. Венчальная рубаха молодой именуется: «калинка», «целошница», «долгостанец» и т.п., являясь символом чистоты невесты. (Белый цвет одежды приличествует невесте только в первый день Свадьбы.) Рубаха сия делается цельнокройной, туникообразной и с длинными рукавами (в позднее время рукава делались собранными у запястий обшлагами-воланами). Её непременно должны украшать знаки Солнца (всевозможные Коловраты — по вороту либо плечам) и знаки Земного плодородия (всевозможные ромбики — по подолу). Длинные рукава рубахи называются «плакальными» и в распущенном виде могут достигать Земли.

18. На голову молодой одевается венец в виде широкого обруча, непременно с открытым верхом. По окончании Обряда девичья причёска (распущенные космы) меняется на женскую: две косы укладываются вокруг головы и убираются под кокошник, повойник, моршень или иной головной убор, обязательно являющийся закрытым.

19. Сам Обряд венчания начинается с того, что молодые предстают перед Жрецом, проводящим Обряд, который поочередно вопрошает каждого из них: по доброй ли воле тот (та) берёт за себя «княгиню» имярек (выходит замуж за «князя» имярек)? Любят ли молодые друг друга? Клянутся ли хранить верность и заботиться друг о друге?.. Если вдруг оказывается, что кто-то из молодых не имеет Родового Славянского имени, то Свадьба откладывается до прохождения оным Обряда Имянаречения. На протяжении всего венчального действа поневестица и дрýжка держат над головами молодых «княжьи» венцы: золотой — над женихом («князем Солнцем») и серебряный — над невестой («Белой княгинею»). Воздеваются сии венцы перед самым началом Обряда со словами:

 

ДА ИЗВОЛЯТ ТАК БОГИ РОДНЫЕ

ДА БЛАГОСЛОВЯТ ТЕБЯ ПРЕДКИ СВЯТЫЕ

И ДА ХРАНЯТ ТЕБЯ БЕРЕГИНИ!

ГОЙ!

 

20. Получив от молодых утвердительные ответы на вышеозначенные вопросы, Жрец обращается ко Сварогу, прося Его «сковать Свадебку»:

 

СВАРОЖЕ ВЕЛИКЕ БОЖЕ

СКУЙ НАМ СВАДЕБКУ КРЕПКО-НАКРЕПКО

ДО СЕДОЙ ГОЛОВУШКИ ДО БЕЛОЙ БОРОДУШКИ

КРЕПКО-НАКРЕПКО! ВЕЧНО-НАВЕЧНО!

СВА! СЛАВА! ГОЙ!

СВАРОЖЕ ВЕЛИКЕ БОЖЕ ПО НЕБЕСЕ ХОДИЛ

ГВОЗДОЧКИ СОБИРАЛ СВАДЕБКУ КОВАЛ

КРЕПКО-НАКРЕПКО! ВЕЧНО-НАВЕЧНО!

СВА! СЛАВА! ГОЙ!

 

21. Затем Жрец просит о заступничестве и покровительстве Ладу-Матушку:

 

ЛАДО ВЛАДЕ ЛАДО ПРАВИ

ЛАДО ТЛЕСЫ СОПРЕДЕЛИ

ПРОТЯНИ ВЛАДЫЧЕ ДЛАНИ

РАСТЕЩАЯ СЛАДУ ЖИВУ!

ГОЙ-МА!

 

Либо:

 

МАТИ ЛАДО МАТИ ВЛИКА

ЛАДО ВЛАДЕ МНОГОСЛАВЕ

СНИДИ ЧИСТА СВЕТОЛИКА

ЧЕСТНЫ ЛЮБЫ СОЕДИНИ!

ГОЙ-МА!

 

22. И далее — речёт слова заговóра:

 

ЛАДО-МАТИ ЛАДИ НЫНЕ

СВА ВОЗЛАДИ НЕ ОТРИНИ

СОТВОРИ ПОТВОРЫ МНОГИ

СОВЕДИ ПУТИ-ДОРОГИ

КНЯЗЯ ДА КНЯГИНИ ДЛАНИ СОЕДИНИ

ВЕНЦАМИ ВЕНЧАЙ ГЛАВЫ

ДА ОБЛЕКИ СЛАВОЙ!

ГОЙ-МА!

 

И далее:

 

ЛАДО-МАТИ ЛАДО ПРАВИ

СВА ВОЗЛАДИ СВА ВОСПРАВИ

СОМКНИ КОЛО ДАЖДИ ДОЛИ

ЛАДИ В ДОМЕ ЛАДИ В ПОЛЕ

ЛАДО-МАТИ ЛАДО ВЛАДЕ

ЧАДЫ РАДИ ЛЮБЫ СВЯТИ

ЛАДА ЖИВИ ЛАДИ ЛЮДИ

В ЛАДУ ЖИТИ ТАКО БУДИ!

ГОЙ-МА!

 

23. После этого Жрец соединяет руки молодых (шуйцу жениха и десницу невесты, ибо молодая стоит слева от своего суженого) и связывает их рушником. При сём — речёт, прося Макошь-Матушку снизойти в Силе Своей и связать воедино Покутные Нити — Нити Судеб молодых:

 

МАКОШЬ ПРЕМУДРА МАТИ ПОКУТНА

СУДЬБЫ ВЕДНИЦА ВЕРЕТЕННИЦА

НИТИ КРУЧЕНЫ СУДЬБЫ ВРУЧЕНЫ

КОЛО ВЕРЧЕНЫ С-ПРАВНО ВЕНЧАНЫ

ДОЛЕЙ ДОБРОЮ ДАРИ ВДОСТАЛИ

НЕДОЛЬ ОТВЕДИ РАССЕЙ РОССЫПЬЮ

МАТЬ ВЕЛИКАЯ МНОГОЛИКАЯ

ЗЕМЛЯ ПЛОДНАЯ РОДОМ РОДНАЯ

СВЯТИ ПОЛЮШКО ЧЕСТНЫМ ХЛЕБУШКОМ

ДАЖДИ МУДРОСТИ СВОИМ ДЕТУШКАМ

ДА СИЛ В МОГОТУ ВСЯКУ ЖИВОТУ!

ГОЙ-МА!

 

И далее:

 

МАКОШЬ-МАТИ ПРЯЖУ ПРЯДИ

ДОЛЮ ВОДИ ЖИТО РОДИ

НИТИ ВЕДИ ЖИВИ ЛЮДИ

ПРАВО СУДИ ТАКО БУДИ!

ГОЙ-МА!

 

24. Затем Жрец обводит молодых, чьи руки остаются связанными рушником на протяжении всего последующего действа, трижды вокруг Огня. В это время другие Жрецы либо их Потворники (Потворницы) благословляют молодых, обсыпая их: хмелем — ради ярой мужниной силы (первое кóло), зерном — ради женского чадородия (второе кóло), а также златом-серебром — мелкими монетами — ради богатства семьи (третье кóло).

25. После этого Жрец принимает из рук Потворников братину с питным мёдом, подносит её молодым, дабы те, взяв её свободными руками, принесли свою первую совместную Требу Родным Богам, а затем сами испили из неё по глотку Священного Напитка — Роду, Родной Земле и Предкам во славу!

26. Сие же может деяться и по-другому. Молодые обмениваются поясами, перепоясывая друг друга, либо — освящёнными над Огнём кольцами4, а затем жених покрывает невесту полой своего плаща — в знак защиты и покровительства. После чего Жрец обводит молодых, держащихся за руки, вокруг Родового Столба — зримого Образа Всесущего Вседержителя Рода, либо вокруг Священного Древа...

27. По окончании Обряда Жрецы объявляют громогласно народу о том, что, де, отныне «князь» имярек и «княгиня» имярек есть честные муж да жена — пред Родом и сородичами своими. После чего все собравшиеся троекратно — единым громким гласом — рекут, обращаясь ко Сварогу-Батюшке (начальный возглас «СВА»), ко Богам Родным да ко самим молодым:

 

СВА!

СЛАВА РОДНЫМ БОГАМ!

СЛАВА МОЛОДЫМ!

СЛАВА! СЛАВА! СЛАВА!

ГОЙ!

 

Возглас «ГОЙ», являющийся, по сути, обращением к Творческой Силе Рода, к Силе Мужской-Солнечной, Обережной, от коей бежит вся нечисть — уместен во время Свадебных торжеств, как никогда!..

28. Затем все приглашаются проследовать к Свадебному столу — на почестен пир. Впереди всех несут Свадебный коровай, за ним идут молодые, руки коих по-прежнему остаются связанными рушником. На протяжении всего пути их щедро обсыпают хмелем, зерном и монетами, малой частью коих обсыпаются также и все собравшиеся. Молодые должны дойти до стола, не размыкая рук, как бы ни старались иные разлучить их, дёргая за рукава и всячески стараясь отвлечь друг от друга...

29. Свадебный пир, равно как и всякий честной пир вообще, начинается с Пищесвятия, творимого Жрецами (см. «Урядник...»), и прославления Предков, коим на сём пире творится честь особая: Жрецы (а точнее — Жрицы) выносят специально сшитые к сему случаю небольшие матерчатые куколки Деда и Бабы, олицетворяющие Предков, и ставят (сажают) их перед молодыми на стол, творя для них особливую малую Божницу, при сём рекут:

 

СТАНЬ СЕЙ СТОЛ

БОГОВ СВЯТ ПРЕСТОЛ!

ГОЙ!

 

30. Перед куколками располагается Требное блюдо, в кое добрые люди кладут первый кусок от всякого яства — Богам Родным и Предкам во славу! Также молодым дарится особая сдвоенная куколка — «неразлучники», изображающая самих молодых, крепко держащихся за руки. (Сих куколок молодые затем хранят не менее пяти-семи лет, а то и всю свою Жизнь, почитая оных залогом-оберегом своего семейного счастья.) Также на Свадьбу принято дарить молодым деревянный гой в ступке — знаки Мужской Силы и Женского Плодородия...

31. После Пищесвятия и обращения к Предкам пускается по кругу братина с хмельным мёдом, принимая кою, всяк человек, за столом сидящий, речёт славу и поздравления молодым, до коих братина доходит в самую последнюю очередь. Лишь когда братина замкнёт кóло, — все, кроме молодых, приступают к трапезе, обилие яств на коей предвещает новорожденной семье богатство и достаток в будущем:

 

ВСЁ ЧТО ЕСТЬ В ПЕЧИ

ВСЁ НА СТОЛ МЕЧИ!

ГОЙ!

 

При сём перед молодыми ставится один прибор на двоих, дабы узы, их соединяющие, были крепче.

32. Через некоторое время, в самый разгар праздничного веселья, молодые поднимаются из-за стола и отправляются во чертог свой, где заранее подготовлено их Брачное ложе (оное складывается из снопов, покрытых полотном добрым, а поверх — непременно волохатой шкурой), вокруг коего расставлены кадушки с мёдом, пшеницей, рожью и прочими добрыми плодами — смотря по достатку молодых. С собой они берут Свадебный коровай и пирог-курник (курников может быть приготовлено два — от дома жениха и от дома невесты).

33. Пирог сей (курник) может быть заменён жарким из курятины, ибо кур-петух (наряду с зайцем и козлом, чьё мясо зачастую также входит в состав общей Свадебной стравы) издревле почитался нашими Предками за свою великую плодовитость. Покой молодых обязуется охранять дрýжка жениха, вооружённый мечом. Лишь взойдя в Брачный чертог и оставшись друг с другом наедине, молодые снимают со своих рук повязанный Жрецом рушник и освобождаются от соблюдаемого ими до сего времени поста.

34. Перед тем как проводить молодых восвояси, Жрец напутствует-благословляет их, обращаясь ко Сварогу и Ладе со словами:

 

ГОЙ ТЫ ДИД-СВАРОГ

ПРОВЕДИ ЧЕРЕЗ ПОРОГ!

ПРОВЕДИ ЧЕРЕЗ ПОРОГ

ЛАДО-МАТИ ЕСТЬ ПИРОГ!

ГОЙ!

 

35. Также и сами молодые, прежде чем вступить во чертог свой, рекут:

 

УЖ ТЫ ГОЙ ЕСИ БАТЮШКА СВАРОГ

ПЕРЕВЕДИ НЫ ЧЕРЕЗ СВОЙ ПОРОГ!

ГОЙ!

ЛАДА-МАТУШКА ДАЖДИ ЕСТЬ ПИРОГ

ВОВЕК СЛАВЕН БУДЬ СВАРГИ ЗЛАТ ЧЕРТОГ!

ГОЙ-МА!

 

36. Представ пред брачным ложем, молодая, в знак покорности мужу, разувает его. (В один из сапогов жениха заранее кладётся монетка, и если молодая первым снимет именно его, то сие понимается как доброе предзнаменование, обещающее молодым богатую и счастливую совместную Жизнь.)

37. Поутру дрýжка отправляется спрашивать молодого о его «здоровье». Если оный отвечает, что он «в добром здравии», значит, доброе дело, угодное Богам Родным, свершилось — во славу Их и во славу Рода — Земного, Небесного и Самого Всевышнего!..

38. В наше время, когда люди стали торопливы в делах своих и поспешны в суждениях, стало обычным не дожидаться следующего дня, как в старину, когда всякая Свадьба игралась не менее трёх дней, а завершать всё действо в один день. Посему молодым, удалившимся в чертог свой, приходится не мешкать до утра, но через какое-то время возвращаться к столу, дабы вместе с гостями продолжить Свадебный пир, который завершается далеко за полночь... (Подробнее о сём — см., например, «Мир Славянских Богов» Богумила Обнинского и Вадима Калужского5.)

39. Поистине, много чего ещё можно рассказать о Свадьбе с-Правной: какие на ней песни поются, какие Обычаи блюдутся, какие слова рекутся, какие яства подаются. А также: как горшок у ног молодых разбивается, какое благословение при сём читается, какая одежда молодым, а какая — гостям при сём подобает, како действо творится, ежели жених молодую пред Свадьбою умыкает. А также: сколько жён Славянину иметь возможно, с каких лет узами сими спрядаться можно, како быть во болезни сущим, деять что вдове после Смерти мужа...

40. И много чего ещё здесь не сказано, ибо взыскующий знаний сих — всё сам в Родовом Исконе нашем найдёт, глупцу же — никакая наука впрок не пойдёт... Да станет речённое нами выше — во добро всем тем, кто сие услышал! Во славу Родных Богов! Гой!

 

Ведающему — достаточно.

Слава Роду!

 

[2001–2002]


1 Не случайно в народе называют месяцы листопад/октябрь и лютень/февраль — «свадебниками». Однако же, следует заметить, что в эпоху двоеверия на выбор времени Свадьбы влияли многочисленные христианские посты, «перекрывающие» собою Исконные Славянские Праздники, к коим могли приурочиваться Свадьбы в древности.

2 Речь здесь идёт, разумеется, лишь о Кологодных Ликах Родных Богов, покровительствующих разным временам года. Если бы Боги «покинули» сей Мир полностью, он в тот же миг перестал бы существовать.

3 Целиком «Вещий Словник» был издан лишь через несколько лет после написания данной статьи: Влх. Велеслав. Вещий Словник: Славления Родных Богов. — М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2005.

4 Клятва жениха при надевании колец: «Лада моя, в присутствии Родных Богов и Богинь и обоих наших Родов я беру тебя в жёны. Я разделяю с тобой свою Жизнь и свою Судьбу. Всё, что я имею, — теперь и твоё тоже. Я клянусь любить тебя, хранить тебе верность, заботиться о тебе и о детях, которых ты родишь мне, клянусь защищать тебя, наших детей и наш дом, клянусь делать всё для того, чтобы ты гордилась своим мужем. Да будем мы вместе до самой Смерти! Носи это кольцо [надевает невесте кольцо] как свидетельство моей клятвы! Во славу Родных Богов и Предков!» Клятва невесты: «Ладо мой, в присутствии Родных Богов и Богинь и обоих наших Родов я беру тебя в мужья. Я разделяю с тобой свою Жизнь, свою душу и свою Судьбу. Всё, что я имею, — теперь и твоё тоже. Я клянусь любить тебя, хранить тебе верность, заботиться о тебе и о наших детях, клянусь хранить наш Домашний Очаг и справно вести хозяйство, клянусь делать всё для того, чтобы ты гордился своей женой. Да будем мы вместе до самой Смерти! Носи это кольцо [надевает жениху кольцо] как свидетельство моей клятвы! Во славу Родных Богов и Предков!»

5 Влх. Богумил, Казаков В.С. Мир Славянских Богов. — Калуга, 1997. С. 60–63. Либо: Влх. Богумил, Казаков В.С. Мир Славянских Богов, 2-е изд. — Калуга–Москва: «Русская Правда», 1998. С. 41–43.

Категории: