Ростовские волшебники

Аватар пользователя Свабуно

Был такой краевед - Андрей Александрович Титов (1844-1911). Подробности его биографии при желании вы сможете узнать сами. Меня же привлекли некоторые сообщения из его книг (которые, кстати, ещё не все оцифрованы и ни одна не переиздавалась). Верить ли этим сообщениям или нет - пусть каждый решает сам. Я привожу их здесь исключительно как библиографическую редкость.

Итак. Для начала сразу самое интересное. Фрагмент из книги "Описание Ростова Великого" (1891):

Другой идолъ Велеса находился за озеромъ въ 10 верстахъ отъ Ростова, гдѣ теперь деревня Ангелово, Воржской волости. Въ первые годы княженія Владиміра Святаго, когда онъ былъ еще язычникомъ, въ этомъ мѣстѣ жили ростовскіе жрецы. Они поставили великаго идола Велеса, настолько большого, что золоченая голова идола при закатѣ солнечномъ была видна даже изъ Ростова; мѣсто это называлось «Велесово дворище». Идолъ былъ сдѣланъ изъ дуба и внутри его находилась лѣстница. Жрецъ входилъ по ней въ пустую голову истукана съ горящими углями: въ то время, когда онъ жегъ ладонъ и другія смолистыя вещества, изъ отверстій глазъ и ушей выходилъ густой дымъ и изо рта искры, а иногда пламя. По этимъ-то признакамъ узнавали: грозенъ былъ Богъ или нѣтъ. Могильный глухой голосъ жреца, выходившій изъ идола, принимался народомъ за голосъ самого бога Велеса, который возвѣщалъ гнѣвъ или милость. Слова эти толковались жрецами народу, сообразно обстоятельствамъ. Легенда о верховномъ жрецѣ этого идола, Кичѣ, сохранилась въ рукописи и до нашего времени. Принявши христіанство, Владимірь велѣлъ уничтожить не только идола, но и всѣ жилища жрецовъ сжечь, но обаянія прошедшаго были живы: привидѣнія и «нечистые духи» водились тутъ еще долго и мѣсто это получило названіе «Чертово Городище». Затѣмъ епископъ ростовскскій, святой Исаія (1080), обозрѣвая свою паству, пожелалъ видѣть это «проклятое» мѣсто и, подошедши къ берегу находящегося тутъ пруда, вдругь сталъ невидимъ, по словамъ лѣтописца: «во единѣ часѣ ста во градѣ Кіевѣ». Но возвращеніи своемъ изъ Кіева, святитель нарекь это мѣсто «Ангелово».

Возможно, эта история полнее раскрывается в книге "Велесово дворище и легенда о жреце Киче" (1887), но, увы, эта книга ни разу не переиздавалась и не была оцифрована. Если кому интересно, можете взять её почитать в РГБ.

Привожу фрагменты из книги "Ростовский уезд Ярославской губернии" (1885):

  28) Кильгино, казенная деревня, также носящая мерянское наименованіе, при прудахъ, въ 50 верстахъ отъ города; въ ней 41 дворъ, 116 рев. душъ и 109 надѣловъ; прихода с. Пречистаго.
По свидѣтельству рукописи Хлѣбникова, въ древности на этомъ мѣстѣ жилъ Велесовъ верховный жрецъ Кича, крѣщенный потомъ святит. Ростов. Леонтіемъ и названный Петромъ; изъ его потомковъ были въ Ростовѣ впослѣдствіи два брата Кичигины: государевъ гость Андрей Несторовичъ (XYII) и Григорій Несторовичъ, впослѣдствіи архіепископъ вологодскій Гавріилъ.

  12) Мосѣйцево, село, стоящее при колодцахъ, въ 20 в. отъ Ростова; въ немъ 57 дворовъ и 192 души и при томъ же числѣ надѣловъ.
<...>
По народному сказанію, на этомъ мѣстѣ въ XI в. стоялъ теремъ верховнаго жреца Кичи, малолѣтній сынъ котораго, Круглецъ, былъ крещенъ свят. Леонтіемъ, названъ при крещеніи Моисеемъ и рукоположенъ былъ сначала во діакона, а затѣмъ и во священника.

   Близъ Борисоглѣбскаго монастыря, находящагося въ 18 верстахъ огъ Ростова, лежалъ совершенно иной камень; идолъ же Велеса, сокрушенный преп. Авраміемъ, стоялъ на берегу озера Неро или Каово, на мѣстЬ теперешняго Аврамiева монастыря. Если вѣрить списку, сдѣланному членомъ Ярославскаго статист. ком. г. Артыновымъ съ рукописи XVII в. подъ названіемъ «Лѣтописецъ Ростовскій», принадлежащей г. Хлѣбникову, то въ этой рукописи упоминается, что идолъ Велеса въ древности стоялъ въ срединѣ города близъ озера, почти около того мѣста, гдѣ нынѣ кремль, и уже послѣ былъ перемѣщенъ на "Чудской конецъ" города.
   0 перемѣщеніи идола на этотъ Чудской конецъ въ Лѣтописцѣ разсказывалось слѣдующее: Въ то время въ Ростовѣ былъ сильнейшій пожаръ, отъ котораго сгорѣлъ до тла весь городъ. Не задолго передъ пожаромъ явилась ночью "звѣзда хвостата" и стала надъ храмомъ бога Велеса, и въ то же время озеро извергло изъ себя огромную рыбу, которую «полтора сорока народа привлекли вервію на княжій дворъ»; затѣмъ, въ продолженіе цѣлой недѣли видѣли полунагаго старика, ѣздившаго въ ладьѣ по одному и тому же мѣсту озера; днемъ онъ ѣздилъ, а ночь уходилъ въ глубь озера и былъ тамъ до слѣдующаго дня. Наканунѣ пожара на озерѣ показался островъ (этотъ островъ въ настоящее время называется Левскимъ), a пo срединѣ его теремъ, въ которомъ сидѣла слѣпая дѣвка, днемъ она выходила изъ терема и ѣздила по острову на косматомъ львѣ; въ самый день пожара, теремъ, слѣпая дѣвка и левъ исчезли неизвѣстно куда, а вслѣдъ за этимъ страшная громовая туча разразилась надъ городомъ и зажгла его; первый громовой ударъ разразился надъ храмомъ бога Велеса, гдѣ стоялъ и его истуканъ, сдѣланный "изъ камени многоцвѣтна"; когда храмъ загорѣлся, то истуканъ вышелъ изъ него, какъ живой человѣкъ, пошелъ на востокъ по берегу озера и остановился на Чудскомъ концѣ города. Когда онъ шелъ по берегу озера среди пылавшихъ зданій, то озеро кипѣло передъ нимъ какъ въ котлѣ и выкидывало изъ себя множество рыбы, а прудъ, находівшійся на княжемъ дворѣ, выгорѣлъ въ то время на 3 сажени глубины. Верховный жрецъ Велеса — Радуга молилъ его не сходить съ своего прежняго мѣста, но Велесъ опалилъ за это ему волосы, a вслѣдъ затѣмъ у Радуги выросла собачья голова.
   При этомъ нужно сказать, что Левскій островъ и посейчасъ не пользуется въ народѣ хорошей славой. Нечистые духи, по увѣренію крестьянъ, постоянно появляются на немъ по ночамъ.

Следующие 2 фрагмента, возможно, повествуют о Богумиле Соловье.

4) Головинское, владѣльческая деревня, изъ 30 дворовъ, 81 рев. души и 81 надѣла; находится при колодцахъ, въ 15 верстахъ отъ уѣзднаго города; прихода села Пріимкова. Въ Троицынъ день здѣсь бываетъ многолюдное гулянье.
Согласно преданію, въ древности на этомъ мѣстѣ будто бы жилъ верховный жрецъ Богомилъ, имѣвшій дочь Пимну, обращенную въ христіанство нѣкіимъ мудрецомъ Крѣпкосмысломъ. За принятіе христіанства Пимна была потомъ убита своимъ отцомъ, который при этомъ и самого себя лишилъ жиізни (Рукоп. Артынова).

4) Мятежево, казенная деревня при р. Ишнѣ и колодцахъ, въ 2 1/2 верстахъ отъ Ростова; 17 дворовъ, 47 рев. душъ и 48 надѣловъ; Воскресенско-Варницкаго прихода.
Хлѣбниковскій лѣтописецъ говоритъ, что на этомъ мѣстѣ «смятеся великій жрецъ Богомилъ», когда убилъ свою дочь за исповѣданіе христіанской вѣры, а потомъ, смотря на ея трупъ, убилъ и самъ себя.

Далее - о неизвестных нам личностях.

14) Кустерь, казенная деревня при р. Касти, въ 17 верстахъ отъ уѣзднаго города; въ ней 57 дворовъ, 176 рев. душъ и 146 надѣловъ; прихода села Боровицъ. По словамъ рукописи Хлѣбникова, названіе деревни Кустерь произошдо отъ того, что въ древности на этомъ мѣстѣ жила вдова Костяниха, имѣвшая двухъ дочерей: родную и не родную, по имени Кустя (объ этихъ сказочныхъ лицахъ и до сихъ поръ существуетъ легенда); <...>

30) Костяново, владѣльческая деревня, при прудахъ, въ 30 верстахъ отъ города; въ ней 21 дворъ, Народное преданіе гласитъ, что названіе этой деревни произошло отъ того, что въ древности на этомъ мѣстѣ были найдены занесенныя въ овраг снѣгомъ кости нѣкоей колдуньи Костянихи.

3) Ваулиха, деревня владѣльческая, при р. Сахтѣ и колодцахъ, въ 42 вер. отъ Ростова; 14 дворовъ, 51 ревизская душа и 51 надѣлъ; Алексѣевскаго прихода. Названіе Мерянское. (Уваровъ).
По рукописи Хлѣбникова, тутъ жила дочь волшебницы «Сидоніи Мерековицы», княжна Разума-Ваулиха, супруга Новогородскаго князя Яромира. сына князя «Перей-Тучи». Впослѣдствіи Ваулиха была помѣстьемъ княгини Матрены, дочери князя Бориса Ивановича Щепина, которое она и передала брату своему князю Роману Борисовичу Щепину. Въ рукописи Хлѣбн. о Сидоніи была помѣщена легенда такого содержанія.
Ростовскій кн. Ратоборъ былъ третьимъ сыномъ кня-зя и вмѣстѣ волхва Звонара. Отецъ и два старшіе брата считали его за дурака, а потому онъ и не могъ разсчитывать стать правителемъ Ростовской области, но ему случайно достались упавшія съ неба золотыя вещи: coxa, топоръ, иго и чаша, вслѣдствіе чего онъ и былъ назначенъ отцомъ править Ростовской земдею вмѣсто своихъ старшихъ братьевъ. Однажды Ратоборъ сидитъ на берегу р. Ишни, близъ Чернаго омута (нынѣ тутъ стоитъ с. Демьяны), и видитъ прилетѣвшихъ четырехъ лебедей: трехъ бѣлыхъ и четвертаго чернаго. Лебеди стали купаться и тотчасъ же превратились въ красивыхъ дѣвицъ. Въ трехъ бѣлыхъ лебедяхъ Ратоборъ узналъ дочерей волшебницы Сидоніи Мерековицы, жившей на томъ мѣстѣ, гдѣ стоитъ теперь дер. Мерековняцы (Карашской волости). Старшая изъ нихъ называлась Провора-Чупруниха, жившая на мѣстѣ теперешней д. Чупрунихи (Шулецкой волости, не далѣе 2-хъ верстъ отъ Демьянъ)- вторая — Тихонрава-Шендора (жила гдѣ нынѣ пог. Шендора, Ивашевской волости) и младшая Разума-Ваулиха. Въ образѣ же чернаго лебедя была княжна Милолика, дочь Новгородскаго князя Избора, еще въ дѣтствѣ похищенная колдуньей Сидоніей. Изъ этихъ четырехъ дѣвицъ Ратоборъ и выбралъ двухъ: Милолику онъ взялъ за себя, а Разуму-Ваулиху сосваталъ своему другу, Новгородскому князю Перею—Тучѣ.

7) Годеново, село казеннаго вѣдомства, стоящее при оз. Годеновскомъ и р. Черной, въ 25 верстахъ отъ Ростова. Въ настоящее время въ немъ считается 29 дворовъ, 81 рев. душа и то же число надѣловъ.
<...>
По свидѣтельству рукописи Артынова, въ древности, на мѣстѣ Годенова, волшебницей Проворой былъ воздвигнутъ изъ гранитныхъ камней замокъ, служившій мѣстопребываніемъ Ростовскому князю Остроміру и его воспитательницѣ Бѣлункѣ.

29) Маурино, деревня помѣщичья, носящая древнее Финское названіе; находится при колодцахъ и р. Печегдѣ, въ 26 верстахъ отъ Ростова, и состоитъ изъ 12 дворовъ, 28 душъ и столькихъ же надѣловъ; прихода погоста Никольскаго на Печегдѣ.
По свидѣтельству рукописи Артынова, названіе этой деревни произошло отъ того, что въ старину на этомъ мѣстѣ стоялъ гранитный теремъ княжны Мауры, построенный ей волшебницей Проворой...

29) Вaрвaрино, кладѣльческій поселокъ, состоящій всего изъ 7 дворовъ, 15 рев. душъ и 15 надѣловъ; находится при рч. Опушкѣ, въ 39 верстахъ отъ Ростова; прихода села Сидорова.
По преданію, въ древности на этомъ мѣстѣ волшебницей Прозорой изъ гранита былъ воздвигнутъ великолѣпный, съ обширнымъ садомъ, теремъ для какой-то княжны Варки...

10) Сулость, владѣльческое село, стоящее на Суздальскомъ трактѣ почти на границѣ волости, въ 11 1/2, верстахъ отъ Ростова; это одно изъ древнѣйшихъ селеній Ростовскаго уѣзда, такъ какъ и до сихъ поръ неизмѣнно удержало свое древнее мерянское названіе, равно какъ и р. Солоть, протекающая близъ самаго селенія; въ немъ 126 дворовъ, 443 рев. души и то же число надѣловъ.
<...>
Хотя въ началѣ мы уже сказали, что названіе Сулость чисто мерянскаго происхожденія (ст. гр. Уварова: «Меряне»), однако мѣстное преданіе говоритъ объ этомъ названіи иначе: оно утверждаетъ, что это названіе произошло будто-бы отъ того, что на этомъ мѣстѣ въ древности жилъ какой-то князь и волшебникъ Ласть, имѣвшій дочь Прозору-Сулу.

18) Будидово, деревня казеннаго вѣдомства, при прудахъ, на разстояніи отъ Ростова 28 въ верст.; она состоитъ изъ 18 дворовъ и 45 душъ при 48 надѣлахъ, прихода с. Осоева. По преданію, на этомъ мѣстѣ жилъ волшебникъ Будила, отъ имени котораго деревня и получила свое названіе (рук. Артынова).

15) Стеблево, деревня, стоящая при р. Пур и колодцахъ, въ 14 верстахъ отъ города; въ ней 17 дворовъ и 60 рев. душъ, при 59 надѣлахъ; прихода погоста Воскресенскаго на Пурѣ.
Названіе этой деревни, какъ гласитъ преданіе, происходитъ будто бы отъ того, что въ древности на этомъ мѣстѣ жила колдунья по прозвищу «Стебель».

54) Турово, помѣщичья деревня при прудахъ, въ 21 верст отъ Ростова; состоитъ изъ 30 дворовъ, 92 рев. душъ и 87 надѣловъ; прихода седа Карагочева.
По предположенію автора статьи: «Языческія вѣрованія въ древней Ростовской области» (Яросл. Епарх. вѣд. 1868 г. № 4.), названіе этой деревни происходитъ отъ имени языческаго бога Тура или Ярила, а Хлѣбниковскій лѣтописецъ утверждаетъ, что это названіе произошло потому, что нѣкогда на этомъ мѣстѣ жилъ волшебникъ Туръ, по прозванію «Желѣзный клыкъ», убитый потомъ Ростовскимъ княземъ Вихреславомъ.

21) Хаурово, казенная, деревня при прудѣ, въ 13 верстахъ отъ Ростова; 21 дворъ, 62 рев. души и 62 надѣла, прихода села Шульца.
По народному сказанію, назваиіе этой деревни произошло будто бы отъ имени какого-то колдуна Хауры, жившаго тутъ въ древности.

35) Псарево, казенная деревня. при пруд и колодцахъ, въ 18 в. отъ Ростова; въ ней 19 дворовъ,53 ревизск. души и 54 надѣла. Прихода села Спасскаго.
По рукописи Хлѣбникова, эта деревня получила свое названіе будто-бы вслѣдствіе того, что въ древности тутъ жилъ волшебный песъ съ змѣиными головами, котораго колдунъ Кауръ кормилъ человѣчьимъ мясомь. Этого пса князь Небославъ привелъ къ Ростовскому намѣстнику, варяжскому князю Хожѣ.

33) Смыково (Смыслово), владѣльческая деревня, при колодцахъ и р. Кишн , въ 27 верстахъ отъ города; состоитъ изъ 47 дворовъ, 127 рев. душъ и 120 надловъ; прихода с. Чашницъ (Карашской волости). Въ старину это селеніе именовалось Смыслово, на томъ основаніи, что, какъ говоритъ народная легенда, недалеко отъ этого мѣста, близъ Сахотскаго болота, жилъ старикъ волшебникъ Смыслъ, обладавшій замѣчательными воинскими доспѣхами, подаренными имъ впослѣдствіи кн. Святославу, за спасеніе его жизни отъ руки другаго чародѣя Чучеры.

2) Бикань, помѣщичье сельцо, до сихъ поръ сохранившее свое меряцское названіе (см. гр. Уварова), стоитъ при колодцахъ и прудахъ, въ 35 верстахъ отъ города; въ немъ 9 дворовъ, 30 рев. душъ и 28 надѣловъ; прихода с. Павловскаго.
Согласно преданію, эта деревня подучила свое настоящее наименованіе потому, что еще задолго до принятія Ростовцами христіанства, на этомъ мѣстѣ, близъ Сахотскаго болота, стоялъ великолѣпный теремъ волшебницы Бикань.

18) Веригино (Вѣринка), помѣщичья деревня, при р. Пашмѣ, въ 46 верстахъ отъ Ростова; въ ней 21 дворъ и 58 рев. душъ, при 58 надѣлахъ; прихода с. Алексѣевскаго, что въ Гаряхъ. По свидѣтельству Хлѣбниковской рукописи, на этомъ мѣстѣ жила княжна Вѣринка, дочь волшебницы Бикань.

4)Воронино, помѣщичье село, расположенное на небольшой возвышенности, при прудахъ, въ 21 верст отъ Ростова; въ немъ, кромѣ помѣщичьей усадьбы, находится 25 дворовъ, 42 рев. души и 53 надѣла.
<...>
По свидѣтельству Хлѣбниковской рукописи, въ древности на мѣстѣ этого села стоялъ теремъ волшебницы Коресь, жены Полянскаго князя Полея, и находилось языческое капище бога вѣтра, жрецы котораго предсказывали будущее по внутрениостямъ вороновъ, приносимыхъ въ жертву идолу.

29)Гари (Яковлевское, что въ Гаряхъ), бывшее помѣщичье село, при р. Сахтѣ, въ 41 верст отъ Ростова (зимникомъ 30 верстъ); имѣетъ 95 дворовъ, 309 ревизскихъ душъ и 294 надѣла; земское училище съ 1876 г. и волостное правденіе.
<...>
Князь Звениславъ еще въ младенчествѣ лишился родителей и воспитывался у бѣдной вдовы; когда онъ выросъ, то сталъ силачемъ и имѣлъ наклонность къ богатырскимъ подвигамъ. Въ это время въ Ростовѣ копали «третной валъ» и докопались до воды, которая затопила многихъ рабочихъ и грозила затопить весь Ростовъ. Ростовскій князь Грозославъ, узнавъ отъ волхвовъ, что эту воду можно остановить, покрывъ ее адамантовымъ щитомъ Полянскаго царя Полея, послалъ къ Подянамъ войско, съ приказаніемъ, во чтобы то ни стало, добыть этотъ щитъ, но все было безъуспѣшно; тогда Грозославъ объявилъ, что кто добудетъ щитъ, за того онъ выдастъ дочь свою Ростиславу. Звениславъ вызвался на это и, наученный одной волшебницей, сталъ въ ряды Полеевыхъ тѣлохранителей. Вскорѣ онъ приглянулся женѣ Полея, царицѣ Коресь, которая хотя по лѣтамъ была и старуха, но, съ помощію носимаго ею Венерина пояса, постоянно казалась юной красавицей. Она полюбила Звенислава, а этотъ, будучи наученъ волшебницей, вступивъ съ ней въ близкія сношенія, просилъ ее показать ему щитъ Полея; Коресь сдѣлала пиръ и, напоивъ Полея, принесла щитъ Звениславу, ожидавшему ее въ опочивальнѣ; уложивъ ее на постель, Звениславъ разрѣзалъ на ней Венеринъ поясъ, отъ чего Коресь тотчасъ же превратилась въ старуху и лишилась чувствъ. Звениславъ взялъ щитъ, ушелъ отъ Полянъ и принесъ его Грозославу, а этотъ послѣдній накрылъ имъ водяную пучину, Звенислава же назвалъ княземъ и выдалъ за него свою дочь Ростиславу. Но въ то время какъ новобрачные ѣхали на княжій дворъ, Коресь похитила Ростиславу, но по совѣту первой волшебницы Доброды, Звениславъ досталъ въ «Дамасской Дебри» земли «Мадіямской» и, убивъ Коресь, половину этой земли всыпалъ въ болото надъ ея трупомъ, отчего тутъ образовалась гора, a другую половину всыпалъ въ Ростовское озеро, вслѣдствіе чего образовался островъ, на которомъ онъ и нашелъ Ростиславу, послѣ этого Звениславъ поселился въ Ростовѣ и сталъ тамъ княжить.

В означенной книге есть и другие фрагменты относительно жрецов и идолов, но там не приводятся имена жрецов, а потому меня сии фрагменты не заинтересовали.

К слову, я думаю, любой язычник (да и не только) с радостью бы купил и прочитал книгу с перечнем славянских колдунов, жрецов и т.п. Ведь можно же поднять летописи и данные этнографии, чтобы составить такой замечательный труд. Я, к сожалению, не достаточно владею языками и нет у меня такого обширного доступа к документам, чтобы взяться за это дело. Но, быть может, прочитав эту заметку, кто-то всерьёз заинтересуется... Тому смелому человеку я дарю эту идею!