Моренины Обряды и радения на Вешнее Равноденствие

1. Моренин удел в Кологоде

Мара-Морена — Владычица Зимняя, Младая во утро зимы (т.е. в начале зимы) да Старая ввечеру (т.е. в конце зимы). Родовичи честные, во Яви Земной живот свой длящие, встречают-величают Мару Темяную об осенней поре — на Марин день, отмечаемый не ранее 9 грудня/ноября-месяца, но и не позднее 21 грудня1. Провожают же Её на Масленичную седмицу, приуроченную к Весеннему Равноденствию и Медвежьему Празднику — Комоедице.

2. Чествование Морены на Комоедицу

О сию пору, почтив положенным образом Вещего Бога Велеса в образе Медведя Косматого — Хозяина Лесного, сведущие люди рекут особливое величание Маре:

ВЕЛЕСОВА МАРА!

ОБЕРЕГ НЫ2 ОТ ВСЕХ БЕД

ОТВОРИ ДВЕРИ ВЕД3

 

ВЕДИ НЫ НИКОЛИЖЕ4 НЕ ВО ГНЕВЕ

РАДЕЕМ ИСТО О ЗИМНЕЙ ДЕВЕ5

 

ДНЕСЬ МЫ!

ГОЙ ЧЕРНА МАТИ! ГОЙ-МА!

3. Малая Тризна по Предкам

Масленичная седмица издревле почитается в народе как пора удали молодецкой да игрищ, забав да гуляний весёлых череда. Но сведущие люди, коим известны сроки отверзания Навьих Врат из Иного в Явь, творят о сию пору Тризны по Предкам, воздавая при сём особливые почести Навьим Хозяевам: Велесу Кощному и Маре-Морене — Навьей Владычице. Творится же сие тако:

1. После принесения общей Требы (подробнее о сём — см. наш «Урядник Малый» [2001–2002]6) Жрец подходит к Краде, сыплет в Огонь зерно и речёт слова:

ВО ДОБРО ВО НОВО ДНЕСЕ РЕКОМО

РОДУ НЕБЕСНУ СЛОВЕСА ЧЕСТНЫ

РАДЕНИЯ ИСТЫ ДА ТРЕБЫ ЧИСТЫ

НАМ БУДИ ЗДРАВА А ПРЕДКАМ СЛАВА!

ГОЙ!

2. Затем Жрец уступает место Потворнику, который речёт:

ЧУРЫ-ПРЕДКИ В ПРАВДЕ КРЕПКИ

СТАРЫ ДРЕВНИ РОДУ ВЕРНЫ

СВЯТЫ ЧИСТЫ В ВЕРЕ ИСТЫ

В ВЕДЕ СИЛЬНЫ ОБЕРЕГ НЫ

ОТ ХУДОГО ОТ ЛИХОГО

ОТ ИНШЕГО ОТ КОЩНОГО!

ГОЙ!

3. Далее Потворник уступает место Жрецу, который завершает краткую Тризну словами:

ГОЙ СВЯТЫ ДЕДЫ ХРАНЯШЕ ВЕДЫ

БОРЯШЕ ХВОРИ ГОНЯШЕ БЕДЫ

ДАЖДИТЕ ДОЛИ ДА ВОЛЬНОЙ ВОЛИ

НА НАШИ ВЕСИ ПО КОНУ ЕСИ

КРЕПКИ ПОНЫНЕ В РОДОВОЙ СИЛЕ

ПО ПРАВИ СУДЬТЕ С НАМИ ПРЕБУДЬТЕ!

ГОЙ!

4. Сожжение чучелка Мары

В сказе вещем, о Масленичную пору рекомом, поведано о сём тако:

 

...Идёт Мара по улице,

Несёт блины на блюдце —

Кому вынется, тому сбудется,

Тому сбудется, не минуется...

О Светлой поре на Красной Горе7

 

Весну-Деву закликали,

Зиму-Мару провожали:

«Уходи прочь, Зима-Моренушка,

Уходи прочь иным бережком!

Приходи к нам, Весна-Дева Красная,

Приходи к нам, Леля Прекрасная!»

Отвечала людям Весна-Дева Красная:

«Уж вы гой еси, вы люди Русские!

Крепка ещё Зима во праве Своём,

Крепь8 ледяная высока стоит,

Потому нет Мне пути-дороги на Русь!»

Как услыхали те слова люди Русские,

Собиралися по всей по Светлой Руси,

Люди Русские — Честны Родовичи,

Добры молодцы — Потворники Ярилины.

Как садились они на быстрых коней9,

Скакали на Моренину Крепь ледяную,

Размётывали Крепь по чисту полю,

Забирали из неё чучелко Морены.

Брали они Морену, спустя рукава10,

Выносили её на перёд двора,

Вязали на чучелко Навьи наузы11,

Воскладали чучелко на Ярой Огонь.

Дымно горела — уходила прочь Зима Старая,

Приходила на Русь Весна Младая!

На том люди Русские — Весне Красной славу поют,

А Морену-Зиму во срок Её ждут:

«Славися днесе, Весна-Дева Красная!

Величайся, Тёмна Мати во срок Свой!

Гой, Велика Мати! Гой-Ма!»

Далее о Масленичном Богодеянии (Мистерии) скажем подробнее:

1. Вещие девы закликают Весну с пригорков и холмов, поют песни-веснянки, особливо кличут — протяжно «гукают» Светлую Богиню.

2. Весна приходит с Восточной либо Южной стороны со Своей свитой и говорит, обращаясь ко всем собравшимся, что не сможет войти в их круг до тех пор, пока на другой стороне оврага стоит снежная крепость, в которой находится чучелко Морены-Зимы. При сём сказать нужно, что Очи чучелку «отверзают» лишь в самый последний миг перед началом действа, дабы Навьи Очи Той, Которая владычествует в Смерти, не вглядывались раньше положенного срока в Явь: особливые жрицы Морены, когда приходит срок, прорисовывают Марины Очи на лице чучелка (иногда их изображают полуприкрытыми) либо снимают с отверстых заранее Очей повязку.

3. Как правило, снежную крепость защищает девичья ватага — Моренины Потворницы, а на штурм идёт ватага юношей — Ярилиных Потворников. Иногда девицам в помощь приходят несколько юношей в Навьих личинах. Во время штурма крепости следует очень внимательно и бережно относиться к завоёвываемому чучелку, дабы невзначай не возвести хулу на Тёмную Владычицу, справедливо карающую всяк живот за провинности и неправды его.

4. Когда крепость взята, и чучелко Морены отвоёвано, его торжественно несут к тому месту, где уже разложена Погребальная Крада, и передают в руки Навьего Жреца либо его Потворника, которые принимают чучелко непременно через рукавицы либо спустя рукава и устанавливают его возле Навьей Божницы, расположенной с Северной либо Западной стороны от Крады. Все собравшиеся, по желанию, подходят к чучелку по очереди и навязывают на него особливые наузы, «привязывая» к нему тако все горести и болести прошедшего лета. Если народу на празднике много, то Навий Жрец и его Потворник обносят чучелком всё коло собравшихся.

5. Прощаясь с Мореной до будущей зимы, Потворник Навьего Жреца речёт слова:

ТЫ ПРОСТИ-ПРОЩАЙ МОРЕНУШКА

КНЯГИНЯ ЛЕДЯНА ЖРИЦА ТЕМЯНА

ПО КОЛО ОТ НАС ТЫ УХОДИШЬ

ЗИМУ ЛЮТУ С СОБОЙ УВОДИШЬ

ХЛАДОМ ДНЕСЬ НЕ ОСТУДИ

РОД НАШ ДНЕСЬ НЕ ОСУДИ

УХОДИ ОТ НАС НЕ ВО ГНЕВЕ

ПОЧИТАНИЕ ЗИМНЕЙ ДЕВЕ!

ГОЙ ЧЕРНА МАТИ! ГОЙ-МА!

6. Затем слова речёт сам Навий Жрец:

УСЛЫШИ МАРА ТЕБЯ ЧТУЩИХ

ЧЕЛОМ ТЕБЕ НОНЕ БЬЮЩИХ

УРОКИ ТВОИ БЛЮДУЩИХ

ВЕЛИЧАНЬЯ ТБЕЕ РЕКУЩИХ

СО КОЛОМ ГОДА ВРАЩАЙСЯ

ВО СРОК СВОЙ К НАМ ВОЗВРАЩАЙСЯ

С НОВОЙ ЗИМОЮ НЕ СО БЕДОЮ

СО СНЕГОМ БЕЛЫМ НЕ С МОРОМ ЧЕРНЫМ

А СТАНИ ДНЕСЕ ОБЕРЕГ НАШЕЙ ВЕСЕ

УХОДИ МАРА ХЛАДНА ОТ НАС ПРОЧЬ БЕЗОГЛЯДНО

ВСЕ ЛИХА НАШИ НЕСЧАСТЬЯ-ГОРЯ

С СОБОЙ УНОСИ ЗА СИНЕ МОРЕ

ЗА КАМЕНЬ ЛАТЫРЬ ЗА ЧЕРНЫЙ ПУСТЫРЬ

ГДЕ НАВИИ ЕСТЕ А ЖИВЫ НЕСТЕ

ДА БУДЕ ТАКО ДО НОВА КОЛА

А ЗДЕСЕ НОНЕ НЕ ТВОЯ ПОРА!

ГОЙ ЧЕРНА МАТИ! ГОЙ-МА!

7. Навий Жрец и Потворник переносят чучелко к Краде (отличной от общего Обрядного костра, в который ранее влагались Требы Светлым Богам) и ввергают его в Огонь. Затем, встав друг напротив друга по разные стороны Крады, поочерёдно, как бы перекликаясь, рекут на горящее чучелко слова, поваживая при этом над Огнём руками и водя тако Силу:

КАРЬСЯ МАРА! КОЛОТИСЯ МАРА!

ИНОВОЙ ЖИТЬЮ НЕИСТОЙ ПРЫТЬЮ

КАРЬСЯ МАРА! КОЛОТИСЯ МАРА!

ПОЛНОЙ МЕРОЙ КАЖДОМУ ПО ДЕЛУ

КАРЬСЯ МАРА! КОЛОТИСЯ МАРА!

МЛАДУ МЛАДЕНЮ СТАРУ СТАРЕНЮ

КАРЬСЯ МАРА! КОЛОТИСЯ МАРА!

КО БЛАГИМ ТИХА КО ИНЫМ ЛИХА

КАРЬСЯ МАРА! КОЛОТИСЯ МАРА!

НЕДОЛЮ ИНЫМ ВОЗДАЙ ЗА ВИНЫ

КАРЬСЯ МАРА! КОЛОТИСЯ МАРА!

БЕЛОЮ КОСТЬЮ ПРАХОМ ПОГОСТЬЯ

КАРЬСЯ МАРА! КОЛОТИСЯ МАРА!

ЯВИСЯ ВО КРАСЕ А ИНЫМ ВО СТРАСЕ

КАРЬСЯ МАРА! КОЛОТИСЯ МАРА!

ОТВЕДЬ МОРЫ-ГЛАДЫ ДА ЛИХОРАДЫ

КАРЬСЯ МАРА! КОЛОТИСЯ МАРА!

НАС ОБЫДИ ОТ СЕГО ИЗЫДИ

КАРЬСЯ МАРА! КОЛОТИСЯ МАРА!

УНОСИ ГОРЕ ЗА ОКИЯН-МОРЕ

КАРЬСЯ МАРА! КОЛОТИСЯ МАРА!

МАТИ ВЕЛИКА ВО ВСЕХ ОБЛИКАХ!

ГОЙ ЧЕРНА МАТИ! ГОЙ-МА!

8. И в заключение Жрец трижды речёт, а все собравшиеся повторяют за ним слова:

ОТЫДИ МАРА!

ВОССЛАВИСЯ ЖИВА!

ГОЙ-МА!

9. После этого все участники действа, как правило, собираются на Братчину12, где поднимают чарки во славу Родных Богов и Предков, а также за здравие всех сородичей своих, во Яви живот свой длящих. И лишь радари Морены, предводительствуемые Навьим Жрецом, не участвуют в общем веселье, удаляясь для совершения особливых радений в честь Той, Которая владычествует в Смерти...

Гой, Черна Мати! Гой-Ма!

Слава Роду!

 

[Масленица, 2005]


1 В эпоху двоеверия на Руси 9 грудня/ноября-месяца отмечали Матрёну Зимнюю. Примечали: «На Матрёну иней на деревьях — к морозам», «Коли на Матрёну туман — к оттепели», «Если в этот день гусь выйдет на лёд, то будет ещё плавать на Воде». 21 грудня отмечали Введение Богородицы (Марии) во храм. В народе верили, что в этот день Морена-Зима окончательно вступает в свои права в Мире Яви Земной: «На Введение зима вводится», «Введение — ворота зимы», «Введение пришло — зиму привело».

2 Древнерус. ны — «нас».

3 Т.е. Врата Духовного Ведания.

4 Древнерус. николиже — «никогда».

5 Мара — одновременно Живая и Мёртвая, Девица и Старица, Умирающая и Возрождающаяся, как и Её Светоч на Небе — Луна. В начале зимы Мара юна, в конце — стара. Принимая Силу Мары — к Ней обращаются как к Юной Деве, отваживая — называют Старухой. Истые радари Тёмной Владычицы видят Её в образе Прекрасной Возлюбленной, иным же Она являет Себя в образе Ужасной Старухи-Смерти с зазубренной Железной Косой либо с окровавленным Серпом в руках.

6 См, напр., следующ. изд-я: 1) Влх. Велеслав. Обрядник. — М., 2003; 2) Влх. Велеслав и др. Обрядник Толковый. — М.: Изд. Общины «Родолюбие», 2004.

7 Здесь: на «Ярилиной плеши» — на холме, с которого уже сошёл снег. Не путать с Красной Горкой — Родноверческим Святоднём, отмечаемым на Вешних Дедов в начале месяца травня/мая и посвящённым Памяти Предков.

8 Крепость.

9 Во время Масленичных игрищ со взятием снежной крепости ватага штурмующих, молодых парней, появляется либо на конях (так делали раньше в деревнях, когда лошади были неотъемлемой частью крестьянского быта), либо как при игре в «Коняшки» — верхом друг на друге.

10 Т.е. не касаясь чучелка голыми руками, как Навью Требу — дабы Явь с Навью прежде положенного срока не мешать.

11 Дабы вместе с ними ушло в Навь всё то, чему вышел срок пребывания в Яви и в душах людских.

12 Совместный пир.

Категории: