Крест и Огнь (Слово о Кресте)

АЗ) Крест

Крест, вопреки широко распространённому ныне мнению, отнюдь не является христианским символом. Классический четырёхконечный крест есть один из древнейших священных знаков (како и Коловрат, то бишь – свастика). Распространено мнение, что Крест, как и Коловрат связан с Солнцем и Солнечными (Светлыми) Богами. Отчасти сие верно, но – обо всем по порядку. История возникновения Креста теряется в глуби тысячелетий, и уж конечно, символ сей много более старше, нежели чем само христианство как учение. Наиболее древние изображения Креста датируются примерно XII тысячелетием до н. э. География распространения этого символа также вельми широка. Кресты и крестообразные знаки обнаруживаются практически у всех народов во всех частях Света – в Индии, Китае, Полинезии, Греции, Египте (знаменитый «анкх»), а також в Шумере. Посему определить, где именно находится родина сего символа ныне не представляется возможным. Наипаче иных в наше время известен так называемый «кельтский крест» (названный тако по территории наибольшего распространения) представляющий собой Крест, вписанный в круг. Примечательно, что известный средь христиан и зело почитаемый Валаамский крест, что на Ладоге, в точности повторяет своим строением крест кельтский. На территории расселения славян и балтов кресты и крестообразные формы встречаются не менее редко, в частности, на глиняных кувшинах жителей трипольских поселений, что располагались на среднем течении Днепра (по времени – примерно два-три тысячелетия до н.э.). Многочисленные крестообразные амулеты - Обереги также были широко распространены и в дохристианской Руси, и в Скандинавии. Большая часть таковых Оберегов являет собой крест, вписанный в круг, что может означать, по словам ряда исследователей, заклинание окружающего пространства, четырёх сторон Света (и о том – далее скажем). Либо являть собой символ Всемирья, и о том також скажем далее. У балтов Крест был обозначением Солнца, и в этом случае, егда Крест (инакоже – два Креста) делит круг на части, концы оного учёные мужи трактуют как лучи Солнца. Известны у балтских народов и такие разновидности Креста, как: Крест-Оберег от нежити всякой (Lietuvena Krusts), «Огненный Крест» (Uguns Krusts) – сходный своим начертанием со Свастикой, «Крест Перконса» (Perkona Krusts), он же – «Громовой Крест», являющий собой в основе четырехконечный Крест, каждое окончание коего делится ещё на две заострённые части. Таковой же знак на Руси именовался «Перунов Крест». Известен також и финский (косой) крест, в форме буквы Х, коий на Руси, по словам ряда учёных мужей, почитался «женским» Крестом. Потому же и в основе Символа Плодородия (Жита, засеянного поля – ромба с точками по четырём углам оного) також явно виден косой, Х-образный Крест (бо Земля, Земное Начало издревле почиталось Женским, Небесное же – Мужским). Сей же Х-образный Крест служит ещё и оберегом от мора. Наряду со многими другими, доказательством сему является зимний обряд «освящения» скота, творимый в канун Велесова Дня, в заключение коего через скот КРЕСТООБРАЗНО перебрасывается топор.

БОГОВ) Крест и Огнь

Ныне принято считать, что само название Крест происходит от общеиндоевропейского корня cru (русские слова «круг», «кривой»), иже и значит «искривлённый» (буквально – «не прямой»). Сие, однако, верно лишь отчасти, и бытует другая точка зрения, согласно которой слово Кръст (кръс) означает Огнь. В пользу сего говорит тот факт, что, согласно ряду исследований, слово «крес» восходит також и к санскритскому корню kr, коий имеет значение «бить», «поражать», и связан с твёрдыми камнями, кои способны высекать искры. Сие же и подтверждается таковыми славянскими словами, как «кресало» - огниво, «кресити» («кресать») – высекать искры, добывать Огнь. Також стоит добавить, что в пользу связи Креста с Огнем говорит и то, что Т-образный крест (tau) представляет по своему строению ни что иное, как условное изображение приспособления из двух палочек для добывания Огня путём трения. Потому прямая связь слов Крест и Огнь явно наличествует.

Ряд сведущих людей указывает такожде на семантическую связь слов «краса» и «крес». И сие не лишено оснований, ибо само слово «краса», «красота» означает «светлый», «яркий», «огненный» и находится, како мыслим, опять-таки в родстве со словом Огнь. Добавим, что многие учёные мужи рекут, что в славянских языках само слово «краса», «красный», «красивый» происходит от слов «пламя», Огнь, «пожар». Поистине так это, ибо Огнь завсегда средь Предков наших в почтении был. И тот Огнь, что в очаге домашнем горит, тепло да пищу дарит, Зимой согревает, и тот Огнь, коий на обрядах С-Правных во Славу Богов Родных жрецы возгнетают, и Огнь Крады Погребальной, на крылах жарких-палящих коего Дух умершего в Ирий Светлый возлетает.

На Руси Огнь Земной почитался меньшим братом Огня Небесного (Солнца – Даждьбога) и, соответственно, младшим сыном Сварога (Сварожичем, Огуней, Огником, Огонешком) в Литве и Беларуси Огнь Земной именовался Знiчем и, по всей вероятности, також почитался отдельным самостоятельным Божеством – до относительно недавнего времени в Литве бытовало поверье о том, что Перкун в особое время странствует по Земле вместе с Богом Подземья (Велесом?) и наблюдает за людьми - сохраняют ли они неугасимым Священный Огнь? Наряду с этим существовало средь наших Предков (и существует по сию пору средь нас, Старый Покон Родной Земли чтущих!) представление о Подземном Огне (именуемом «Жыж». Ср. укр. «жижа» - Огнь), коий странствует под Земью, испуская из Себя жар и пламя.

При возжигании Огня во дому приговаривают: «Святый Огонешек, дайся нам!» Плевать в Огнь, а також в общем непочтительно относится к нему считается величайшей хулой на Богов Дар.

По особо важным Святодням Кологодным добывается «Живой Огнь» («Царь-Огнь», «Новый Огнь», «Ватра» у сербов, «Bozi Ohen» у чехов) – берётся кусок древа с углублением, в кое вставляется твёрдый сук, обвитый сухими травами и вращается до тех пор, пока не появится пламя.

ЗА СЕМЬЮ РЕКАМИ ЗА СЕМЬЮ КАМНЯМИ

НА КРАЮ ЗЕМЛИ У ВЫСОКОЙ ГОРЫ

ЗЛАТА КУЗНЯ СТОИТ ЖАРКИЙ ЖАР В НЕЙ ГОРИТ

КАК ПРИХОДИЛ ВО ТУ КУЗНЮ БЕЛОЙ КУЗНЕЦ

КАК РАСКАЛЯЛ ДО БЕЛА ОН БУЛАТНЫЙ МЕЧ

КАК УДАРЯЛ ПО НЕМУ ТЯЖКИМ МОЛОТОМ

КАК ВЫСЕКАЛ ОН ДВЕ ЯСНЫЕ ИСКОРКИ

ОДНА ИСКОРКА НА НЕБЕ ДАЖЬБОГОВ СВЕТ

А ДРУГА НА ЗЕМЛЕ СВАРОЖИЧ-ОГОНЬ

НАД ОГНЕМ ТЕМ КУЗНЕЦ ДЕСНИЦУ ПРОСТЕР

ОТ ОГНЯ ТОГО МЫ ВОЗЖЖЕМ СВОЙ КОСТЕР

ПУСТЬ ВОВЕК ГОРИТ НАМ ТЕПЛО ДАРИТ!

ГОЙ! СВА! СЛАВА! СЛАВА! СЛАВА!

Також и Требы Богам Светлым и Предкам Славным нашим, иже во Сварге ныне сущи, на Огнь приносятся. Да и на Освящение Места Богова, кое всякому обряду С-Правному предшествует, рекут Слова Вещие-Обережные, к Огню обращаясь:

КОЛО-ОБЕРЕГ СОРОК СОРОКОВ

ТРИЖДЫ ПО СОРОК СОРОКА ДОРОГ

ОГНЬ-ПЕРЕКРЕСТ ОБЕРЕГ ОКРЕСТ!

ОГНЬ-ПЕРЕКРЕСТ ОБЕРЕГ ОКРЕСТ!

ОГНЬ-ПЕРЕКРЕСТ ОБЕРЕГ ОКРЕСТ!

ГОЙ!

С Огнем связано множество других очистительных Обрядов. Например, по поверьям, в случае подозрения на сглаз, надобно попытаться достать какую-нибудь вещь (лоскут одежды, что-либо из вещей, с которыми человек часто соприкасается) либо клок волос того, кто является предположительным виновником сглаза, а затем сжечь его на Огне. При сём больной вопрошает, как бы обращаясь к Огню:

«Что куришь?»

Особливый сведущий человек ему отвечает от имени Огня:

«Курю уроки, призороки да лихие оговоры!»

Больной:

«Кури гораздо, чтобы вовек не было!»

Из сего же следуя, можно с большой долей вероятности предположить, что слово «огнищанин», то бишь - человек, имеющий огнище, домашний очаг, синонимично слову «КРЕСтьянин». Ибо и там, и там присутствует обозначение владения домашним Огнём («кресом») – вспомним, что и в «Повести Временных Лет» слово «дым» используется в качестве обозначения жилища, дома. Посему смехотворно ныне выглядят попытки иных «истинноверующих», кои пытаются увязать слово «крестьянин» со словом «христианин», от коего оно, якобы, и произошло. Это неверно ещё и потому, что как раз крестьяне-то и были, собственно, крещены «во Христе» много позже других на Руси. Внедрение христианства шло именно с «верхов», с князей и прочей знати. Деревня русская ещё очень долгое, после официального крещения, время была языческой. Из всего вышеозначенного можно сказать – Крест есть отображение, зримый образ Огня.

Касаемо же Солнца надобно заметить, что Оно мыслится рождённым от Все-Вышнего Огня, и является Огнём Небесным. Огнём Земным же является Огнь домашнего очага, Огнь костра обрядового, иже и есть младший брат Огня Небесного. Потому связь Креста и Солнца також присутствует.

ВЕДАЮ) Крест и стороны Света

Ежели встать ликом своим к Восходу, то бишь, к тому краю, с коего Солнце Трисветлое, сиречь Щит Даждьбогов, Мир Явленный освещать да согревать начинает, то ошую (то бишь – слева) будет Север (Полночь), Земля Предков, она же – Вельи Луга, откуда Духи Предков наших зорко следят за потомками своими, дабы по Прави Вышней Стези во Яви торили. Север – сокрытое отображение Мира Мёртвых. Одесную же будет, соответственно, Юг (полдень), сиречь – сокрытое отображение Яви, нашего Мира, коий Богами Родными нам завещан. Сие есть Мир Живых. И, наконец, позади окажется Запад – туда Солнце заходит, там чертоги неведомые Тёмных Богов, владения Самого Чернобога, Марены и Кощея. Таковая ориентация по сторонам Света издревле Предками нашими использовалась, и ныне используется теми из сородичей наших, кто Старый Покон чтит. Також и до сего времени Чуры Светлым Богам на капищах ставятся таковым образом, чтобы сородичи, в обряде в Их честь участвующие, были лицами своими к Востоку обращены. Вход на капище же полагается делать с Запада. Потому и выходит, что человек, к Столпам Боговым приходя, совершает восхождение из Нижнего Мира (с Запада) в Верхний (на Восток). Интересно також заметить, что, восходя на капище Богово, человек проходит меж двух Огней, кои Дух его очистить призваны. И не сие ли действо можно назвать словом «крещение» (либо – «кресенье»)?

Сии четыре вышеозначенных стороны Света полностью соответствуют четырём лучам креста. То бишь – Восток – Север – Запад – Юг. Сие же подтверждается и тем, что Столп Световида, Бога Богов у западных славян, имел именно четыре главы (что полностью соответствует символике Креста), сие долженствовало отображать наглядно власть Бога над всеми четырьмя сторонами Света, и (условно) четырьмя Мирами соответственно. Також и не менее известный «Збручский идол», иже есть изображение Всебожья Родова, о четырёх гранях. Посему Крест – отображение сторон Света.

ГЛАГОЛЮ) Крест и Кологод

Всем ведомо, что Родноверческий календарь, отображающий Годовое Коло, выполнен в форме круга. Тако Предки деяли, також и мы ныне деем. И ежели на круге оном, Годовое Коло отображающем, отметить четыре важнейшие точки, связанные с положением Солнца, иже есть точки Солнцеворотов – Зимнего и Летнего, а такоже точки двух Равноденствий – Осеннего и Весеннего, а затем провести от оных друг к другу две линии, меж собой пересекающиеся, то також получится Крест, вписанный в круг. Каждая из четырёх разделённых частей круга сего отображает своё время Года – Осень, Зиму, Весну и Лето. И не эту ли символику повторяют многочисленные древнерусские «четверочастные» обереги? Також здесь надобно сказать слово о четырёхкресной свастике (Коловрате). Четырёхкресный Коловрат представляет собой тот же самый Крест, но с загнутыми концами, что и долженствует символизировать собственно КОЛОВРАЩЕНИЕ, Коловорот Сил (в одном из значений сего понятия). В Годовом Коло результатом сего вращения является перетекание Зимы в Весну, Лета в Осень – и тако бесконечно, доколе Всемирью не прейти. Особо следует сказать, что Предки наши по Солнцу Трисветлому жизнь свою сверяли, посему концы Явьего Коловрата загнуты ПОСОЛОНЬ, то бишь - по движению Солнца. Коловрат же с лучами, загнутыми ПРОТИВУСОЛОНЬ есть зримое отображение Солнца Нави, противусолонь чтутся Тёмные Боги – наипаче других – Чернобог и Марена во время, кое Родом Всебогом Им в году отведено – во время Зимы. Також Навий Коловрат, како мыслю, есть символ борьбы, противостояния (иже в философском смысле есть ни что иное, как ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ) чего-либо с чем-либо. Символ ВСТРЕЧИ Яви и Нави. Потому (условно!) можно сказать, что Коловрат-Посолонь есть символ Белобога, а Коловрат-Противусолонь – символ Чернобога.

Також можно сказать и о восьмикресном Коловрате, иже ныне мыслится символом Солнца Трисветлого, Щита Даждьбогова. Коловрат восьмикресный, вероятно, образован також посредством обозначения на Коло Года наиболее значимых Святодней (Праздников). И оные таковы:

1) Коляда (25.12)

2) Велесов День (11.02)

3) Комоедицы (Масленица) (25.03)

4) Ярило Вешний (23.04)

5) Купала (24.06)

6) Перунов День (20.08)

7) Таусень (24.09)

8) Макошь (28.10)

О направлении вращения (Посолонь, либо Противусолонь) уже речено выше, потому повторятся не будем.

К сему следует добавить, что и сам Крест многие мужи учёные рассматривают как символ ГРАНИЦЫ меж Мирами – Явьим и Навьим, а також, как уже сказано было, символ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ оных, символ взаимодействия ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ. И в сём случае вертикальная черта – символизирует Явье (или же – мужское, светлое) Начало, а горизонтальная – Навье (женское, тёмное) Начало.

ДОБРО) Крест и Всемирье

Також существует и ещё одна трактовка сего символа, коий мыслится в этом случае уже Символом Всемирья, Символом всего Сущего и Не-Сущего. Где: вертикальная черта есть Ост, Ствол Мира, коий есть, единовременно, Ствол Мирового Древа, все Миры пронзающего, да Собой единящего, а горизонтальная черта служит наглядным отображением поверхности Земли, сиречь – Нашего Мира…

Також бытует и ещё одно прочтение Креста, как Символа Всемирья: в этом случае сама окружность, вокруг Креста описанная являет собой образ непосредственно Самого Всемирья, горизонтальная черта – есть обозначение Времени, где левая часть его символизирует Прошлое, а правая – Будущее. Вертикальная же черта есть символ Пространства, кое пересекаясь со Временем порождает само Бытие, то есть события, творящиеся во Времени и Пространстве.

В довершение следует сказать, что тако уж случилось, что за все прошлые века символ Креста стал ассоциироваться, в первую очередь, с христианством. И тако будет, вероятно ещё долгое время, по примеру той же свастики (Коловрата), коий ныне у подавляющего большинства ассоциируется только лишь с Германией времён Третьего Райха. Однако не пристало нам, Старый Покон Земли Родной чтущим, ныне в угоду большинству несведущих от СВОЕГО отказываться…

 

                                                                       Тако ведаю!

 

    Писано Ставром на Родной Земле

В лето 4412 от

Основания Словенска Великого

(лето 2003 А. D)

Родным Богам во Славу!

Добрым людям во пользу!

 

Категории: